О том, как этой зимой подрядчики будут бороться со скользкими улицами в Перми, ранее рассказал заместитель главы городской администрации Анатолий Дашкевич. Так, в этом году частично будут использоваться жидкие противогололедные материалы, однако для обработки спусков, подъемов, резких поворотов использование таких реагентов небезопасно, поэтому для этих участков по-прежнему будут применяться такие материалы, как реагент «Галит» и песко-соляная смесь.
«Галит» - желто-бурая техническая соль. Она содержит в себе достаточно много глины, различных примесей и «работает» лишь до -10С. При растворении со снегом осадок от соли оставляет липкую жижу. При попадании на почвы соль приводит к их засолению. В лучшем случае соль замедляет рост растительности, в худшем - когда используется сверх меры - приводит к её гибели. Также у соли сильные коррозийные свойства: разрушает металлические конструкции, в том числе у автомобилей.
Не добавляет чистоты городу и песко-соляная смесь, которой обрабатывают тротуары - помимо слякоти, всем знакомы характерные разводы на обуви.
Ассоциация зимнего содержания дорог пояснила, что песко-соляная смесь загрязняет улицы, ливнёвку, а по весне, когда засохшая смесь поднимается в воздух, именно из-за нее случаются «песчаные бури». Также специалисты считают, что использование песко-соляных смесей - это самый дорогой вид уборки города. Исследования Шведского автодорожного института VTI показали, что при использовании песка снижается скорость автомобильного потока и увеличивается количество аварий. Причиненный ущерб взыскивается с дорожных служб, которые также включают это в расходы. Помимо этого, при низкой себестоимости песко-соляные смеси влекут большие сопутствующие расходы на доставку, подготовку на полигонах и т.д., а также из-за большой нормы расхода они не экономичны.
Что касается жидких реагентов - это рассолы хлоридных солей с концентрацией 20−30%. Их использование рекомендовано при температурах до −8…−10 С и при погоде без осадков. В противном случае это может привести к вторичному обледенению. Жидкие материалы могут обладать высокой вязкостью, что может увеличивать риск возникновения аварий.
Эксперты не могут назвать лучшее средство для борьбы с гололедом, поскольку у каждого реагента имеются свои достоинства и недостатки. Однако они отмечают, что многокомпонентные составы лучше. Например, в торговых центрах Перми, где руководство может само принимать решения в вопросах благоустройства и безопасности, на заправках, больничных территориях применяют многокомпонентные противогололедные материалы «Бионорд».
Сравнивать опыт Перми и соседних городов в плане зимней уборки улиц сложно, поскольку технология уборки зависит от климата и особенностей инфраструктуры. Так, в Екатеринбурге, Казани, Уфе и Ижевске на дорогах используют «Бионорд», а на тротуарах гранитную крошку и песко-соляную смесь. Если же оглянуться на столицы, то в Санкт-Петербурге, например, в прошлом году городские власти отказались от использования соли вообще, в итоге закончив сезон с ростом числа аварий из-за гололеда на 75%. Несмотря на это, в северной столице этой зимой продолжат содержать улицы по принципу «только песок и механическая уборка».
В Москве же, напротив, не первый год масштабно применяют многокомпонентные противогололедные материалы, поскольку они быстродейственны и экономичны в плане сопутствующих расходов.