Краснодар, 21 декабря, KrasnodarMedia. После Нового года в России вступает в силу обновленный техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», по которому пройти «растаможку» и получить ПТС смогут только те ввозимые из-за границы автомобили, в которых установлена российская система экстренного реагирования при ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС».
В связи с этим в автомобильном сообществе кипят споры, что будет с подержанными иномарками после 1 января - им вовсе закроют въезд или же есть другие варианты? Осложняет ситуацию то, что ни у таможни, ни у сертификационных лабораторий, также выдающих СБКТС, нет точного руководства, как быть с «безглонассными» авто. Опрошенные PrimaMedia эксперты отмечают, что эта неопределенность может затянуться до конца января 2017 года, и советуют подождать с покупкой б/у-машин в других странах, сообщает ИА KrasnodarMedia.
Государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» представляет собой автомобильный терминал, с которого в диспетчерский пункт системы «112» либо автоматически, либо при нажатии кнопки SOS в случае ДТП поступает информация о транспортном средстве (вплоть до координат). Если данные системы подтверждаются, то к месту аварии будут направлены службы экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, скорая помощь).
Разработчики системы - федеральный оператор НИС «ГЛОНАСС» - считают, что ее использование сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, а это позволит спасать от гибели более 4 тысяч человек каждый год.
Проблема
Идея оборудовать все автомобили в России «тревожной кнопкой» в виде законопроекта появилась еще в 2011 году, одновременно с началом технического проектирования системы. Запуск в масштабах промышленной эксплуатации произошел в декабре 2013 года, с тех пор систему активно тестируют на различных моделях авто.
С 1 января 2016 года пункт 5 Приложения № 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором прописано обязательное наличие в машине «устройства вызова экстренных оперативных служб», вступил в силу относительно транспортных средств, которые используют для коммерческой перевозки пассажиров, перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов. Это требование также предъявляется к тягачам, используемым для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы.
С 1 января 2017 года этот пункт станет актуален для всех остальных машины - как новых, так и старых. Если официальные представители мировых автобрендов вышли из положения, договорившись об установке системы на новые кары, то перед приобретающими подержанный транспорт за рубежом физическими и юридическими лицами встала проблема - как получить обновленное свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), без которого ни один автовладелец РФ не сможет «растаможить» свою четырехколесную заморскую покупку. Не будет получено СБКТС, не будет и выдачи паспорта транспортного средства (ПТС).
Справка
Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - документ, который выдают на подержанные транспортные средства, ввозимые из-за границы в результате таможенного оформления. Для новых машин гарантом их исправности служит одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое также является основанием для выдачи ПТС органами ГИБДД и таможни производителю/продавцу ранее не эксплуатировавшихся ТС.
Варианты
Поскольку столь важный пункт техрегламента состоит всего из нескольких абзацев и не рассматривает частные случаи, автомобилисты выдвигают гипотезы в духе «как это будет». Склонные понимать закон буквально считают, что с 1 января 2017 года для подержанных «безглонассных» машин из-за границы падет железный занавес, и таможня просто не будет их пропускать на территорию РФ.
Другие считают, что авто без устройства вызова экстренных оперативных служб все же будут пропускать в РФ, но нерастаможенными: терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» можно будет установить уже на месте и затем получить свидетельство в сертификационной лаборатории.
Хотя второй вариант не исключен, генеральный директор «Сумотори-Авто» Виталий Веркеенко советует приморцам не спешить с покупкой подержанных машин в других странах.
- С новыми автомобилями проще - дистрибьюторы прошли необходимые сертификационные процедуры на все модели, ввозимые или производимые в России. Машины либо имеют установленные и отвечающие техрегламенту системы с завода, либо получили ОТТС до 1 января 2017 года. Во втором случае автомобили могут быть необорудованными «ЭРА-ГЛОНАСС» до окончания срока действия ОТТС, но с последующим выполнением требований техрегламента.
С бывшими в употреблении автомобилями дела обстоят сложнее. Сертифицировать их законно даже при установленной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (на пароходе, на пирсе в таможне, на японской разборке, где куплен автомобиль и так далее) невозможно, потому что требуется сертификация с краштестом.
- Но поскольку требования техрегламента идентичны требованиям по Евро (выхлопным газам), вероятно частным лицам можно будет купить заветную бумажку СБКТС у многочисленных «сертификационных органов», которую таможня примет, - продолжает Веркеено. - На мой взгляд, возможны сценарии, подобные происходившим ранее с изъятием ПТС у конструкторов и авто, ввезенным по таким же липовым справкам соответствия ЕВРО, - считает автоэксперт.
Справка
Перед установкой на транспортные средства «ЭРА-ГЛОНАСС» проходит испытания, чтобы получить сертификат. Так, терминал должен сработать при фронтальном и боковом ударах и после переворота, что может установить только краш-тест. К слову, для краш-теста завод-производитель предоставляет два абсолютно новых автомобиля и оплачивает услуги испытателей. С 2017 года для краш-теста будут использовать по три авто.
По словам Виталия Веркеенко, правительство РФ приняло определенный вектор развития автомобильной промышленности и выполнения обязательств, в том числе, перед крупными производителями, которые выполнили инвестпрограмму и платят налоги.
- Я бы рекомендовал не придумывать себе сложностей с незаконным ввозом или приобретения подержанных авто после 1 января, чтобы потом не пришлось героически решать проблемы, жертвуя здоровьем и деньгами, - подытоживает он.
Неопределенность
Поскольку выдачей СБКТС занимается не только таможня, как было сказано выше, корреспондент PrimaMedia обратился в Российскую лабораторию сертификации, находящуюся в Москве, и спросил, есть ли у них указания, как сертифицировать автомобили с самостоятельно установленной системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
- О том, как будет проходить растаможивание зарубежных автомобилей без системы «ЭРА-ГЛОНАСС», не знает никто. В том числе, таможня. Мы не знаем, как выдавать обновленные СБКТС, распоряжений правительства на этот счет до сих пор нет. Единственное, что можно сказать с уверенностью, такая неопределенность продлится до конца января 2017 года, - заявил представитель организации.
Владивостокская таможня на момент выхода публикации ответ на официальный запрос по теме не дала.