Это первая крупная ретроспектива Карла Павловича Брюллова (1799−1852). Выставка продолжает творческое сотрудничество Государственного Русского музея и Самарского областного художественного музея в рамках проекта «Культурно-выставочный центр Русского музея». В экспозиции представлены 39 произведений живописи и графики.
Карл Брюллов - выдающийся русский художник XIX в., снискавший при жизни европейскую славу, а по смерти - мировую известность. Брюллов - гений романтической эпохи, подтверждением тому - лишенный даже малой доли сарказма титул «Великий Карл», которым наделили его современники. Экспозиция охватывает почти все периоды творческой эволюции художника и раскрывает жанровое разнообразие его творчества: жанровые сцены, исторические полотна, портреты, монументальные росписи.
Ранние жанровые сценки, в которых утверждается гедонистическая жажда красоты и радости жизни, представлены на выставке несколькими работами, созданными в Италии. Италия заняла особое место в жизни Брюллова, именно здесь он состоялся как художник. Одной из самых ярких работ на выставке можно назвать «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя» (1827), где особое значение имеют эффекты солнечного света, который пробивается сквозь густые виноградные ветви.
В иерархии жанров Академии художеств, выпускником которой являлся Карл Брюллов, первое место отводилось исторической картине. Сам художник считал себя историческим живописцем. Одной из вершин его творчества стала знаменитая картина «Последний день Помпеи» (1833), которая вызвала восторг зрителей и принесла мастеру мировую известность. На выставке представлен эскиз одноименной картины (1828). В 1827 г. художник впервые посетил Помпею - город, погибший в 79 году нашей эры при извержении Везувия. Прогулка по его улицам, осмотр домов, сохранившихся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью, и виденные художником в Неаполитанском музее поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом, окончательно решили выбор сюжета. Событие, о котором повествуют источники и памятники, дало художнику возможность изобразить захватывающую драматическую картину гибели города и его населения. Две темы переплетаются в произведении Брюллова: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования. От замысла до его воплощения пройдет долгих шесть лет. К картине ведет длинный ряд набросков и эскизов. Живописный эскиз 1828 г. более других близок окончательному решению.
Особое место в творчестве художника занимает портретный жанр. В экспозиции находятся характерные для Брюллова камерные портреты и так называемый портрет-картина. Героями камерных портретов становились близкие друзья художника. Таков «Портрет Александра Павловича Брюллова» (1823−1828), брата художника. Он считается одним из высших достижений в области интимного портрета не только Брюллова, но и в целом эпохи романтизма. К парадным портретам-картинам относится эскиз портрета императрицы Александры Федоровны с дочерью, великой княжной Марией Николаевной (1837). Дамы изображены здесь на прогулке верхом в Петергофском парке, напоминая зрителю о знаменитой брюлловской «Всаднице».